Все об икэбана
Меню сайта

Категории раздела
Мастера и интересные работы [32]
Что пишут газеты [20]
Выставки [68]
Графика и иллюстрации [4]

netPrint

Статистика

Главная » Статьи » Мастера икэбана » Что пишут газеты

Владивостокцы узнали истинную красоту цветов (фоторепортаж)
06:51, 14.10.2008 | Приморский край

Мастера искусства «Икебана» преподали горожанам ценный урок творчества

ВЛАДИВОСТОК. 14 октября. ВОСТОК-МЕДИА - Вчера во Владивостоке в рамках международного проекта «Икебана» прошла встреча с мастерами икебана из города Ниигата
Давнее искусство икебаны является национальной гордостью японского народа, одной из прекраснейших традиций Японии. Его название происходит от слов «икеру» - «живой» и «бана» - «цветок». Целью проведения данного мероприятия стала задача познакомить жителей Владивостока с этим искусством, искусством красиво составлять композицию из цветов и листьев в вазах и различных емкостях. Само искусство зародилось в Японии более шестисот лет назад. Ставить цветы и листья по желанию требует умения и знания о том, как их правильно закрепить и расположить друг с другом. Основные символы икебаны: небо, земля, человек.
Во время обучения искусству икебаны учитель должен соблюдать полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Однако для горожан мастера икебаны – четверо сэнсеев во главе с Уэно-сенсеем, координатором проекта с японской стороны, демонстрировали создание композиций «Икебана», комментируя происходящее.
«Главный принцип «Икебаны» - воссоединить человека и природу – рассказал Уэно-сенсей - Составные части букета образуют собой символы. Используя всего лишь стебельки травы, мы можем показать динамику и движение. Икебана – это не что-то застывшее, произведение искусства икебаны живет полной жизнью. И, кстати, проводя мастер-классы во Владивостоке, я заметил, что на развитие икебаны влияют элементы русской культуры»
Уэно-сэнсэй убежден в способности искусства икебана стать поистине интернациональным видом искусства. Он всецело уделяет внимание воспитанию грамотных зрителей – ценителей искусства икебана. Ведь в любом искусстве зрители и знатоки важны не менее чем создатели композиций.
«Я восхищен идеей, что каждый из нас сможет создать композицию Икебаны и привнести частичку себя в свое творение, в этот процесс слияния и развития. Хочу отметить пользу «Икебаны» - не секрет что современные технологии приносят вред окружающей среде. Мы же хотим показать, что природу надо беречь и ценить, ведь она прекрасна»










Каждая ветка может стать икебаной

Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток» 17 октября 2008

- По дороге из аэропорта мы восхищались каждую минуту. Какие яркие, какие сочные краски! Нам захотелось создать композицию, в которой бы отразилась как владивостокская осень, так и связи между нашими городами-побратимами, - сказал Косю Уэно, мастер искусства икебаны из Ниигаты, один из ведущих мастеров школы «Сагагорю», прибывший в город нашенский для проведения ставших уже традиционными семинаров по икебане. И вместе с помощниками и соратниками создал композицию одновременно яркую и нежную, чем-то напоминающую двух человек, протянувших друг другу руки… Ветки дерева, георгины, зелёные листья – удивительная всё же профессия у мастеров икебаны: создавать красоту из красоты!

Уэно-сенсей, знаменитый мастер школы «Сагагорю» (в Японии немало школ икебаны, «Сагагорю» в буквальном переводе – «Школа императора Сага»), истинный подвижник. Мастер считает, что икебана давно уже стала интернациональным искусством и именно она может объединить людей разных наций, культур и вероисповеданий, может представлять японскую культуру и традиции Страны восходящего солнца: ведь язык прекрасного в переводе не нуждается, и даже если человек не знает глубокой философской символики икебаны, он всё равно способен оценить красоту композиции из веток, цветов, листьев…

Во Владивосток Уэно-сенсей приезжает уже шестой раз. Международному проекту по изучению икебаны, который был организован Японским центром несколько лет назад, он уделяет большое внимание. Каждый приезд мастер проводит демонстрации и семинары – как для новичков, так и для «продвинутых». А ещё в этом году 60 флористов из Владивостока Уэно-сенсей пригласил на международную выставку икебаны в Ниигату. Побывавшие на этом грандиозном празднике цветов рассказывали: ничего подобного видеть не доводилось!

- Икебана никогда не стояла на месте, - говорит Уэно-сенсей. - Она развивалась вместе с жизнью людей, менялась и получала что-то новое вместе с тем, как менялась жизнь в Японии, отражала происходящее в обществе. Существовали модные тенденции, которые умирали – или становились традицией… И задача сегодняшних мастеров – совместить сохранение традиций с развитием новых стилей. Это совсем не просто.

«Это очень простая композиция, - рассказывает мастер. – Все составляющие обращены вверх, и посвящена она молитве, храму…» Фото: Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В зале гостиницы «Экватор», где проходила демонстрация и встреча Уэно-сенсея с флористами и любителями японской культуры, собрались в большей степени женщины. Что поделать – в России искусством флористики, икебаны чаще занимаются женщины. Может быть, потому, что женщина в нашей стране – хранительница очага и красоты?

- Икебана в большей степени мужское или женское искусство?

- Более 600 лет назад икебаной занимались аристократы, слуги сёгуна, украшая дворцы. Разумеется, чаще всего это были мужчины – так уж сложилось. Один из главных принципов икебаны – это отношение к жизни как к великой ценности. Этот принцип был очень близок к философии самураев, среди которых, как вы понимаете, прекрасного пола не было. Женщины стали заниматься этим искусством гораздо позже, уже в эпоху Эдо. Тогда икебана стала более массовым искусством. Сегодня женщины – известные мастера икебаны, и их композициям свойственны как лаконичность, так и эмоциональность – ведь в каждой работе автор прежде всего отражает своё настроение, некую идею… Кстати, моя супруга – также мастер икебаны, она приехала во Владивосток вместе со мной… Она – истинный профессионал!

Супруга Уэно-сенсея готовит природный материал к работе. Фото: Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Вместе с Уэно-сенсеем мастера икебаны на первой же демонстрации создали не только большую и яркую композицию, посвящённую Ниигате и Владивостоку, но и показали, как минималистично и философично может быть это искусство. Из веток клёна получилась композиция столь же страстная, как и сам осенний клён. Из зелёных листьев, чем-то похожих на осоку, сенсей сделал очень простую композицию, в которой, кажется, навсегда застыл пролетевший над рекой ветер… Посетовал: тяжело работать с русским материалом. Рассказал: любая сухая ветка может стать основой композиции, если мастер увидит в ней и некую идею, и красоту. И пояснил: ветка, устремлённая вверх, символизирует небо; ветка средней длины – человек, а самые невысокие – земля. В любой композиции обязательно должны быть ветки разной длины. Ибо главная мысль любой икебаны – единство человека и природы. А помощники мастера показали, как выражается в икебане идея абсолютной свободы - например, для этого все составляющие композиции должны быть направлены в разные стороны…

Эта композиция – многоуровневая, яркая, посвящена приморской осени и двум городам-побратимам: Владивостоку и Ниигате. Фото: Любовь БЕРЧАНСКАЯ

- Красота понятна всем, но икебана – это ведь не только красота?

- Да, в основе этого искусства лежит глубокая философия. Мы не просто украшаем пространство, мы пытаемся понять, что такое пространство… Растения умирают и рождаются, так же, как люди. Мы продлеваем им жизнь. И пытаемся постичь суть жизни…

Главное в нашем искусстве – вложить в композицию смысл.

- В России считают, что все японские искусства полезны для здоровья. Например, оригами помогает пожилым людям сохранять ясность ума, у детей развивает мелкую моторику. А есть ли такой «оздоровительно-практический аспект» у икебаны?

- Она позволяет сблизиться с природой, почувствовать себя с окружающей средой, миром одним целым. И трудно даже представить, какую силу это может тебе дать. Искусством икебаны занимаются и те, кому уже за 90, уверен, это потому, что они наполнены особой энергией природы. Кроме того, каждый, кто постигает смысл икебаны, задумывается о вопросах экологии, о проблемах Земли и ноосферы, о том, что всё в мире взаимосвязано и что человек – всего лишь часть огромного целого…

Вот так в икебане символически выражают дух свободы. Фото: Любовь БЕРЧАНСКАЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ИКЕБАНА». История.

Октябрь, 2008

«Язык  икебана» способен стать пространством,
в котором происходит общение тех, кто любит это искусство,
знает этот мир, умеет им восхищаться.
Язык этот более чем интернационален,
он универсален,
поскольку все мастера икебана привносят в чисто японскую традицию
свое национальное понимание».

УЭНО Косю

Осенью 2002 года в ходе мастер-классов и встреч сотрудников консульства, музея и флористов города Генеральным Консулом Японии г-ном ТАКАМАЦУ (2001 – 2003) было высказано предложение попробовать самостоятельно российской стороной организовать мастер-класс во Владивостоке, который сможет провести Уэно-сенсей (подоплека предложения вполне объективная – сотрудникам консульства не раз приходилось слышать просьбы флористов города качественно изменить формат мастер-классов). Сразу же в ходе конструктивных переговоров стороны пришли к единому пониманию схемы реализации подобного проекта - он должен быть самоокупаемым. Его финансовая часть должна формироваться из организационных взносов участников действа. Само действо - мастерская, по общему определению, должна была отличаться от традиционных мастер-классов, чтобы улучшить качественно процесс обучения.

25-26 апреля 2003 г. в рамках Фестиваля японской культуры в России – 2003 состоялась I-я Профессиональная мастерская по икебане, школа императора Сага (Сагагорю). УЭНО Косю выполнял роль и координатора проекта и мастера обучения, ассистировала ему супруга УЭНО Мисахо. Выстроенная система обучения предполагала схему «теория-демонстрация-практика» и интенсивный режим в течение двух дней с 9 до 18 часов. Организаторы мастерской выявили приоритетные категории потенциальных участников – специалисты и любители икебаны, фитодизайна и японской культуры, представители сферы ресторанно-гостиничного бизнеса, при этом обучающая программа была построена с учетом того, что участником может стать и профессиональный флорист, и новичок в этом деле. Анализ состава участников показал, что прогнозы частично оправдались: более 75 % участников принадлежали к профессиональной флористической сфере. Ожидания организаторов осуществить сотрудничество с представителями ресторанного и гостиничного бизнеса не оправдались. Икебана, как элемент интерьера ресторанов или отелей, пока не рассматривается, организаторы надеются, что такое отношение – временное.

С тех пор мастер-классы проводятся ежегодно. Подробно смотри "Клуб любителей японской культуры "

Желание организаторов проекта «Икебана» познакомить людей с новым ракурсом видения пространства и времени, организации жизненного пространства постепенно находит свою аудиторию.

Удивительно, что при анкетировании все опрошенные из 7 предложенных целей участия в мастерской на первое место поставили изучение японской культуры, на втором с минимальным разрывом поставили повышение квалификации, на третьем – участие в значимом для города культурном событии.


Категория: Что пишут газеты | Добавил: ikebana (16.10.2008)
Просмотров: 1390 | Теги: Сага, Владивосток | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Путешествия

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz