Все об икэбана
Меню сайта

Категории раздела
Икэбана в литературе [8]

netPrint

Статистика

Главная » Статьи » Цитатник » Икэбана в литературе

СОФУ ТЭСИГАХАРА. ДЕСЯТЬ БЕСЕД ОБ ИСКУССТВЕ ИКЭБАНА

СОФУ ТЭСИГАХАРА. ДЕСЯТЬ БЕСЕД ОБ ИСКУССТВЕ ИКЭБАНА

Софу Тэсигахара - основатель Школы икэбана Согэцу
Для многих людей в разных странах мира современная икэбана из изящной формы досуга превратилась в полноправный вид искусства. Корни его остаются в Японии, где существуют множество различных течений (школ) икэбана.

Самая крупная из них - Школа Согэцу, которую основал весной 1927 года в Токио мастер Софу Тэсигахара (1900-1979). Само слово "Согэцу", являющееся сочетанием двух японских иероглифов "трава" и "луна", выражает глубокое понимание художником природы в ее связи с бесконечностью Вселенной.

Отличительная черта Школы Согэцу состоит в том, что она предоставляет автору возможность использовать в своих произведениях не только цветы и листья растений, но и любые материалы и предметы, которые он сочтет нужным взять из окружающего мира.

Другая особенность Согэцу - крупные, объемные композиции, которые создаются не в интерьерах, а на открытых пространствах. Часто они сознательно помещаются в агрессивное окружение для того, чтобы смягчить его и внести хоть немного гармонии в жизнь современного человека.

Школа Согэцу имеет десятки филиалов в разных странах и более миллиона последователей своих идей.

В 1994 году при содействии Посольства Японии на базе Московского клуба "Икэбана" был создан первый в России Московский филиал Согэцу. В него вошли 11 человек - членов Ассоциации преподавателей Согэцу, которым от имени Школы было предоставлено право преподавания этого искусства.

В этом году мы отмечаем 10-летие Московского филиала Согэцу. Только что состоялся визит в Москву ведущего мастера-инструктора Согэцу господина Тосиюки Оки, который с большим успехом провел демонстрацию искусства икэбана для широкой публики.

Сегодня мы начинаем знакомить читателей "Окна в Японию" с серией статей об искусстве икэбана. Это - записи бесед, с которыми основатель Школы Согэцу Софу Тэсигахара выступал на радио NHK (!) в 1930-е годы.

Перевод выполнен Еленой Щукиной по текстам, опубликованным в журнале Ikebana Sogetsu, # 267, 2003.

Директор Московского филиала Согэцу
Ольга Фомичева
sogetsu_olga@mail.ru


= 1 =

Я хотел бы, чтобы вы начали изучать искусство икэбана с сознанием того, что каждый человек создает свой собственный стиль.

Те, кто занимается икэбана, часто употребляют слово "стиль". Всем известно, что под этим часто подразумевают школы и направления икэбана. Но свой индивидуальный стиль есть у каждого человека. Задумайтесь: до какой степени композиция, которую вы составили, представляет собой ваше собственное, уникальное произведение? Если бы практика икэбана заключалась только в том, чтобы учиться в той или иной школе, у того или иного учителя, если бы обучение само по себе давало способность составлять композиции, все было бы слишком просто. Хорошо, если вы сознаете, что учиться необходимо; но если вы думаете, что обучение само по себе уже гарантия мастерства, то это большая ошибка.

Составить букет проще простого, это самое что ни на есть естественное занятие. Составляя букет, например, из лилий или цветущих веток сливы, мы строим композицию, исходя из самих этих цветов, используем их природную красоту. Просто, не задумываясь, поставить цветы в вазу может любой.

Букет полевых цветов, принесенный детьми с прогулки, - тоже икэбана. Мне как-то довелось восхищаться букетом космей, поставленным в бутылке из-под молока - их нарвал солдат по дороге домой с маневров. Или, например, вскоре после землетрясения 1923 г. я видел среди развалин в каком-то ларьке пустую бутылку с одним-единственным георгином. Такие композиции обладают поистине естественной формой и естественными средствами выражения, в них есть естественная гармония. И неважно, искусно сделана композиция или нет, это "живая икэбана". "Живая икэбана" - наивысшая ступень искусства икэбана, а композиция, таковой не являющаяся, - не икэбана вовсе. В этом заключается секрет правильного настроения при составлении композиции.

Если оглянуться на пятисотлетнюю историю искусства икэбана в Японии, вы увидите: в каждую эпоху рождались стили, создававшие композиции, которые находились в гармонии с образом жизни именно этой эпохи. Поэтому и сегодня, и в будущем, чтобы достичь гармонии икэбана со всем разнообразием современной жизни, нужно постоянно применять единственное условие: создавать композиции, которые гармонировали бы с нашей собственной жизнью, украшали бы нашу собственную жизнь.

Если вы осознаете это условие и способны на такое суждение - можно учиться дальше, то есть найти хорошего инструктора и учиться практическим методам и приемам составления композиций. Но если вы не имеете собственного суждения и только бездумно подражаете образцам, если считаете, что обучение само по себе гарантия мастерства, - вы никогда не сможете создавать поистине прекрасные, "живые" композиции. Вот почему я говорю о важности собственного стиля.

= 2 =

Совершенно не обязательно использовать для икэбана редкие, труднодоступные или дорогостоящие цветы. Вообще не нужно думать о поиске каких-то особенных материалов. Любые растения хороши, лишь бы они были свежими.

В этом смысле икэбана похожа на кулинарию. Ни один повар, как бы искусен он ни был, не сможет приготовить вкусное блюдо из испорченных или старых продуктов. Как свежие продукты - важнейшее условие для приготовления еды, так свежие цветы - важнейшее условие для составления композиции.

Где можно найти свежие цветы? Конечно, если вы живете в городе, удобнее всего приобрести их в цветочном магазине, но это не единственный путь. Например, можно взять обычные полевые травы, растущие у вас во дворе или на улице, или цветы из вашего сада, или злаки с поля поблизости. Так вы можете набрать сколько угодно свежих растений, не отправляясь на длительные поиски, а просто во время утренней прогулки или вечерней уборки в саду.

Икэбана далека от изысканий в области ботаники, поэтому какие бы редкие цветы вы ни достали, сколько бы усилий ни потратили на их сбор, вам не доставят радости экземпляры, помятые или поврежденные при перевозке. А используя легко доступные растения, которые всегда под рукой, вы непременно создадите великолепную композицию даже из самых обычных и обыденных растений - если только владеете необходимыми техническими навыками и мастерством аранжировки. Так что единственным критерием подходящего материала для икэбана является свежесть, и только свежесть.

= 3 =

Можно определить икэбана как искусство подобрать к цветам вазу. А можно - как искусство расположить в вазе цветы.

Поэтому нужно, с одной стороны, подобрать такую вазу, в которой цветы смотрелись бы как можно красивее, с другой - найти такие цветы, которые как можно лучше подчеркнули бы красоту вазы. Неважно, подбираете ли вы вазу к цветам или цветы к вазе, главное для создания композиции - найти наилучшее сочетание.

Цветы бесконечно разнообразны, и точно так же поистине бесконечно разнообразны вазы для них. Конечно, нельзя сказать, что любой сосуд сойдет, лишь бы в нем держалась вода. Но секрет выбора вазы заключается как раз в том, чтобы со временем научиться использовать любой сосуд.

В целом вазы для цветов можно разделить на две группы: высокие вазы с узким горлышком, в которых цветы опираются прямо на края вазы, и низкие широкие вазы, в которых надо использовать специальные приспособления для установки цветов.

Для упражнений можно взять самые обычные и доступные сосуды этих двух типов, например, из высоких - сосуды из отрезков бамбука, из низких - широкие плоские вазы. Но нельзя ограничиваться исследованием возможностей только ваз определенного типа, нужно уметь располагать цветы в вазах любой конфигурации.

Вазы, специально предназначенные для цветов, чаще всего рассчитаны на определенный тип композиции и поэтому не подходят для свободного поиска. Поэтому нужно не только учиться работать с любыми доступными вазами, стоит еще специально попробовать создавать композиции в различных других сосудах. Возможности неисчерпаемы: пустые винные бутылки, бутылочки для сакэ, кувшины, кастрюли, корзинки для овощей или рыбы, миски для сладостей или фруктов, - важно почувствовать, насколько увлекательно бывает искать подобные возможности и какие это приносит результаты. Можно даже сказать, что секрет мастерства в выборе вазы как раз и заключается в умении расположить цветы в сосуде, не предназначенном для икэбана.

= 4 =

Лишние ветки и листья нужно отсекать с помощью секатора. Некоторые считают, что обрезать лишние ветки не стоит вовсе. Но мне кажется, логика в обрезании веток проста и понятна. Собираясь создать композицию, взяв в руки цветок, предназначенный для икэбана, мы прежде всего думаем о том, что нужно удалить. Это типичная проблема для начинающих - они часто теряются, не зная, какие ветки лучше обрезать. Но человек, который в этой ситуации боится испортить произведение и потому оставляет все как есть, никогда не научится правильно работать секатором, правильно формировать ветку.

Без практики невозможно постичь секреты мастерства обрезания веток. Поэтому неважно, какие ветки вы обрежете. Неважно даже, если вы будете обрезать ветки беспорядочно, наугад. Важно попробовать! Это кажется крайностью, но это отнюдь не крайность. Другого способа научиться работать секатором и формировать ветки попросту нет.

И благодаря тем случаям, когда вы поймете, что ошиблись, что испортили ветку, что она стала голой, вы сможете хорошо понять, когда следует обрезать ветки и когда этого делать не нужно.

Художник, рисуя картину, наносит на холст штрих за штрихом, по одному, пока не сочтет, что достиг нужного эффекта. Для искусства икэбана необходимо прямо противоположное мастерство: взять холст, на котором изображено слишком много, и удалить с него, один за другим, все лишние штрихи. Только в нашем случае эти штрихи - ветки, листья, цветы, которые будут избыточными, если оставить их так, как есть, как они созданы природой. С помощью секатора мы создаем из природной ветки ветку идеальную - это и есть искусство владения секатором.

Благодаря этому искусству растения, принесенные из внешней, природной среды, могут органично вписаться в интерьер помещения. Так что с опытом, который приходит в результате упорных тренировок и поиска, вы непременно поймете, что каждая действительно прекрасная композиция представляет собой результат работы секатором и что для создания такой композиции всегда необходимо стереть лишние штрихи с переполненной картины, то есть убрать лишнее из растений, созданных природой.

= 5 =

Для фиксации цветов в икэбана применяются специальные металлические держатели. И в высоких, и в низких вазах можно устанавливать цветы разными способами, с использованием держателя и без него.

Начнем со способа с использованием держателя. Существует множество видов и форм держателей, как более, так и менее удобных, но, пожалуй, идеальным для любого типа аранжировки цветов является наколка, или кэндзан.

Я приведу здесь несколько правил, на которые следует обратить внимание начинающим при создании композиции в широкой низкой вазе с использованием наколки. Во-первых, укрепляя ветки на наколке, не прилагайте больших усилий, иначе рука может соскользнуть, и вы поранитесь о шипы.

Во-вторых, втыкайте все ветки вертикально. Если вы хотите разместить ветку наклонно, сперва укрепите ее вертикально и потом согните в нужном направлении. Насадить ветку на шипы наклонно просто не получится. Если стебель очень тонкий, нужно предварительно обернуть его бумагой или ватой.

Еще одна важная деталь: нужно стараться не насадить стебель на шипы, а воткнуть между шипов. Для этого следует слегка заострить кончик стебля. Если из-за тяжести цветов наколка стоит нетвердо и может упасть, можно добавить вес, воткнув в нее шипами вниз еще одну наколку.

В отличие от низких широких сосудов, вроде миски или тарелки, в которых невозможно зафиксировать цветы без специального держателя, в сосуд из отрезка бамбукового стебля, бутылку или горшок цветы можно просто поставить, не используя никакого дополнительного способа фиксации. Поэтому в случае с высокой вазой нужно попробовать просто поставить в нее цветы, и если при этом они достаточно зафиксированы, то это и есть идеальный способ установки цветов. Если же цветы в вазе стоят неустойчиво, проворачиваются, соскальзывают или наклоняются, то следует использовать различные крепления или подпорки.

При этом способе фиксации в вазу вставляют маленькую тонкую палочку, на которую затем опираются цветы. Так, если горлышко сосуда слишком широкое, можно закрепить в нем две палочки параллельно или крест-накрест, или четыре палочки в форме решетки, и таким образом сузить горлышко до нужного размера. Если одного крепления недостаточно, можно использовать два яруса креплений - у горлышка и примерно на середине высоты сосуда. Обычно крепления устанавливаются на уровне горлышка вазы, но если центр тяжести ветки смещен и есть вероятность, что она упадет, можно зафиксировать крепление на нижней части ветки (например, привязать к стеблю перекладину или вставить ее в расщепленный срез стебля). Если и этого недостаточно, можно прикрепить к стеблю длинную ветку, которая доставала бы до дна сосуда, а уже к ней, при необходимости, горизонтальное крепление. В общем, владея техникой использования креплений, можно зафиксировать любую ветку.

Многие пренебрегают отработкой техники фиксации цветов, ограничиваясь общим представлением о том, что это очень трудно. Такой подход совершенно недопустим. Поэтому при изучении этой техники старайтесь, основываясь на двух описанных здесь базовых методах, логически проанализировать причины того, почему получается или не получается зафиксировать ту или иную ветку. Для овладения мастерством фиксации цветов необходим не опыт или знание секретов техники, важно просто осознать логику этого процесса.

= 6 =

Срезанные в природе растения, используемые в икэбана, как правило, представляют собой случайную подборку. Сочетание любых двух цветов, которые мы ставим в одну вазу, с точки зрения самих этих цветов, совершенно случайно.

Более того, любые цветы или ветки, естественно растущие в природе, растут отнюдь не в ожидании того, чтобы их срезали и поставили в вазу. Срезанные цветы, которые послужат материалом для икэбана, не просто представляют собой случайную комбинацию, они были вырваны из природной среды, в которой до сих пор росли в естественной красоте и гармонии. Сами по себе они не могут восстановить потерянную гармонию и целостность, и вам нужно создать для них новую прекрасную гармонию - в форме композиции икэбана, в новой среде, в интерьере, в сочетании с красивой вазой. В этом и заключается искусство икэбана.

Как же можно придать этому случайному сочетанию веток ощущение такой естественности и гармоничности, как будто они всегда росли вместе? В этом вам поможет искусство сгибания веток.

Чтобы добиться сбалансированности двух веток, естественно, нужно согнуть их. Это очевидная истина, но ей легко пренебречь, особенно при создании композиций в стиле нагэирэ или морибана [1].

Как же нужно сгибать ветки? Секрет заключается в том, чтобы не сгибать ветки, а ломать их. Если вы все время боитесь сломать ветку, вы ее непременно сломаете. В стеблях цветов нет проволоки внутри, поэтому обычно они сразу ломаются, а не гнутся. Ломать можно и нужно! Попробуйте именно сломать ветку - не согнуть, стараясь, чтобы она не сломалась, а с самого начала настроиться на то, чтобы сломать. Это и есть мастерство сгибания веток. Попробовав ломать ветки, вы поймете, какую силу нужно приложить, чтобы не сломать, а только согнуть. Если все время бояться, что ветка сломается, и оставлять ее как есть, вы никогда не овладеете техникой сгибания веток. Ломайте и еще раз ломайте - только так вы научитесь сгибать!

Примечание

[1] Нагэирэ и морибана - стили икэбана. Нагэирэ (дословно "брошенные в сосуд цветы") - композиция в высокой вазе, имитирующая естественное, случайное расположение цветов. Стиль возник в 16 веке как альтернатива стилю рикка, для которого были характерны жесткие правила расположения цветов. Морибана - композиция из нескольких видов цветов в широкой плоской вазе. Форма аранжировки свободная, особое внимание уделяется разнообразию расцветки, композиция часто имитирует вид цветочной поляны или речной заводи. Этот стиль был особенно популярен в начале 20 века.

= 7 =

У каждой ветки, у каждого цветка есть солнечная и теневая сторона. Можно сказать, что солнечная сторона - это "лицо" дерева или цветка.

При составлении композиции необходимо считать солнечную сторону "лицевой". Это основной принцип работы с солнечной и теневой стороной любого растения. Хорошо составленная композиция кажется живой, в ней ощущается дыхание жизни и завораживающая красота. Такая композиция подобна счастливой семье: каждое лицо в ней светится радостью и жизненной силой. Нужен постоянный поиск: как объединить "лица" всех веток, как добиться их гармоничного сочетания? Располагая ветку на заднем плане композиции, добивайтесь, чтобы она была согласована с расположением и ориентацией веток на переднем плане; размещая ветку впереди, следите, чтобы она сочетались с задним планом.

Вот так, добиваясь гармонии каждой солнечной стороны, каждого лица с лицами всех остальных веток, и составляют композиции икэбана. Часто бывает, что первая ветка расположена просто великолепно, но стоит добавить к ней вторую - и лицо первой мгновенно теряет всю свою прелесть. Бывает, что первые две ветки вместе смотрятся превосходно, но добавляешь к ним третью - и все три лица почему-то начинают хмуриться. А все дело в том, что лица этих трех веток не подходят друг к другу.

Как научиться достигать желаемого эффекта при сочетании веток? Взять несколько веток и на практике заняться исследованием того, при каком их сочетании все лица выглядят бодрыми и полными жизни, при каком - хмурятся. Если постоянно думать об этом в процессе тренировок, вы легко овладеете мастерством сочетания веток.

= 8 =

Поставьте любой цветок в любую вазу - и у вас получится некая форма.

Форма, о которой я буду здесь говорить, - форма именно такого плана.

Даже если вы не пытаетесь сознательно создать некую форму, она получится у вас естественно, сама собой. Сегодня, когда мы создаем композиции икэбана для современной разнообразной среды обитания, для современной сложной и запутанной жизни, нельзя ограничиваться одним-двумя десятками традиционных форм и пытаться втиснуть любую композицию в их рамки.

Форма по природе своей рождается естественно и свободно, сама собой. Те, кто еще не осознал суть искусства икэбана, часто ищут образцы формы в природных ландшафтах. Но это - сфера искусства создания миниатюрных садов или песчаных ландшафтов бонсэки.

Другие полагают, что следует имитировать естественные условия произрастания используемых растений или их вид в природной среде. Но тогда икэбана сводится к созданию наглядных пособий для изучения ботаники.

Подобные иллюзии возникают потому, что материалы для композиций икэбана - это растения, взятые из естественной среды. Но ведь даже в садовом искусстве - при том, что растения в нем используются прямо "на корню", - поистине великолепные сады всегда представляют собой не попытку подражания природе, а произведение искусства, новую природу, созданную искусством человека.

Поэтому в поиске форм для композиций икэбана нельзя имитировать природные ландшафты или исходить из природных свойств используемых растений. Создавайте форму свободно, произвольно, исходя из расцветки растений, их формы, линий, массы и внутренней сущности, из производимого ими впечатления, точно так же, как композитор комбинирует звуки, художник - цвета, а писатель - выстраивает композиции из слов.

Проще говоря, попробуйте представить, что вы пытаетесь изобразить некий рисунок с помощью растений. Ведь икэбана - это трехмерное изображение, созданное из реальных объектов - растений. Из этого и нужно исходить при поиске формы для композиций.

= 9 =

Места размещения композиций икэбана со временем все больше меняются. В прошлом композиции икэбана помещали только в нише токонома, и можно было ограничиться изучением только таких композиций. Но сегодня икэбана призвана украшать реальную жизнь и, безусловно, может располагаться не только в токонома, а в самых разнообразных интерьерах.

Принцип размещения икэбана состоит в следующем: всегда искать такое место, где данная композиция смотрелась бы как можно красивее, и искать такую композицию, которая как можно лучше украсила бы данный интерьер. Прежде всего, хорошенько изучите особенности цветов, которые вы используете: в каком интерьере они будут смотреться лучше всего? Изучите особенности различных интерьеров: какими цветами их лучше всего украсить? Если икэбана будет расположена высоко, лучше использовать вьющиеся растения, если низко - прямостоящие. Но уровень - это не единственный критерий. Нужно обязательно учитывать освещенность фона и источник освещения самой композиции.

Определяя условия размещения композиции, очень легко упустить из виду связь между цветком и освещением, цветком и светом. Если обратить внимание на освещение композиции, на направление лучей света, падающих на каждый цветок, легко заметить, что в зависимости от освещения одна и та же композиция может производить совершенно различное впечатление.

Особенности аранжировки часто определяют, исходя из освещения комнаты в дневное время, светом из окна или с террасы, и забывают при этом задуматься, как та же композиция будет смотреться при вечернем или искусственном освещении. В прошлом в вечернее время попросту не хватало света, чтобы любоваться цветами. Поэтому при создании композиций первостепенное внимание обращали на то, как она будет выглядеть при естественном дневном освещении. А в наши дни, напротив, время для того, чтобы спокойно насладиться созерцанием, ощутить всю красоту цветов, обычно находится именно вечером. Таким образом, очень важно как следует продумать такие моменты, как угол освещения и использование подсветки, при создании композиции.

= 10 =

Сегодня научные методы ухода за срезанными цветами достигли значительного прогресса. Разработано и поступило в широкую продажу множество химических препаратов, которые могут существенно продлить жизнь любого срезанного растения. И может показаться, что больше нечего и говорить об уходе за цветами. Тем не менее, я хотел бы отметить здесь некоторые моменты, которые полезно знать независимо от того, какими методами вы пользуетесь для продления жизни срезанных растений - используете ли вы химические препараты или избегаете этого и предпочитаете традиционные способы, такие как обжигание корней, обработку среза стебля горячей водой или расплющивание его, - моменты, которые сами по себе не являются методами уходя за растениями, но которые необходимо знать каждому.

Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть: продлить жизнь - не значит воскресить. Самые совершенные методы ухода за растениями не помогут оживить увядший цветок, сделать старое новым, вернуть свежесть засохшему растению. Цель ухода за растениями в том, чтобы как можно дольше сохранить свежесрезанные и полные жизни растения в неизменном состоянии, продлить период их расцвета. Поэтому любой метод ухода - это не техника реанимации, это способ заботы о здоровых и свежих растениях, способ сберечь их здоровье.

Мне часто рассказывают о неудачах, когда растение не спасли никакие химические препараты, не помог никакой уход. Такое случается, когда в процессе длительной работы над композицией цветы засыхают из-за тепла рук или контакта срезов стеблей с воздухом. А потом их пытаются спасти химией -конечно же, безрезультатно!

Или бывает, что в процессе длительной перевозки у растения засыхает срез стебля, через который оно получает столь необходимую ему воду и химические вещества, и растение погибает. И не заметив этого, его пытаются ставить в воду или обрабатывать химическими препаратами.

Я отнюдь не хочу сказать, что в таких случаях все потеряно. Пока цветок не увял окончательно, а только ослабел и поник, ему можно вернуть свежесть, например, сбрызнув его водой, завернув целиком в бумагу и положив в ванну или в прохладный подпол. Попробуйте немедленно применить этот способ, как только растение хоть чуть-чуть утратит свежий вид, а когда оно вернется в первоначальное состояние, обновите подсохший срез стебля и обработайте его соответствующими химикатами или горячей водой. За исключением, может быть, отдельных экзотических растений, этот способ обязательно позволит вам добиться успеха.





Перевод с японского Елены Щукиной

Публикация Ольги Фомичевой
sogetsu_olga@mail.ru

Постоянный
Постоянный адрес этой беседы в сети интернет-
http://russia-japan.nm.ru/sofu_teshigahara_besedy01.htm

##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 42, 2004.10.24
Россия 125009, Москва,
ул. Воздвиженка, д. 18, офис 301.
тел./факс (095) 291 2609
http://russia-japan.nm.ru
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####

Источник: http://russia-japan.nm.ru/sofu_teshigahara_besedy01.htm
Категория: Икэбана в литературе | Добавил: ikebana (18.12.2007) | Автор: Публикация Ольги Фомичевой E
Просмотров: 996 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Путешествия

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz