Все об икэбана
Меню сайта

Категории раздела
Мастера и интересные работы [32]
Что пишут газеты [20]
Выставки [68]
Графика и иллюстрации [4]

netPrint

Статистика

Главная » Статьи » Мастера икэбана » Что пишут газеты

ПРЕКРАСНОЕ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
ПРЕКРАСНОЕ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Интервью журналу Fashion Collection, г. Пермь, июль 2008 г.

Что является в искусстве икэбана абсолютным табу или моветоном, или можно использовать любые материалы?

Само слово "икэбана" можно перевести с японского как "живые цветы" или "цветы, продолжающие жить". Иными словами, икэбана - это искусство, неразрывно связанное с живой природой, с цветами и растениями. Природа не только дает материал для композиций икэбана, но и служит вечным источником идей и вдохновения для мастеров, эти композиции созидающих.

Как читателям, наверное, известно, икэбана развивается в форме деятельности множества школ. Не в смысле - учебных заведений, а в смысле течений, каждое из которых следует своим эстетическим и нравственным принципам, заложенным отцом-основателем. Впрочем, крупных, влиятельных школ икэбана в мире всего несколько - и все они "коренятся" в Японии. Некоторые школы - в основном, современные - допускают использование в композициях объектов и материалов неорганической природы, другие строго придерживаются принципа, согласно которому композиции должны состоять только из цветов, веток и листьев, размещенных в керамических вазах. Общих правил здесь нет.

Но если говорить о табу, общих для всех, то они лежат в эстетической плоскости. Главная идея икэбана с тех давних времен, когда композиции из цветов ставили в буддийских храмах как подношения божествам - это идея чистоты. Ни одна из школ не допускает использования "грязи", под которой понимаются увядшие, несвежие цветы и другие растительные материалы, небрежность композиции, дурные помыслы автора и т.п.

Нужно ли какое-либо специальное образование, чтобы заниматься икэбана?

Как устроен мир икэбана? Любая школа (течение) икэбана существует как иерархическая система. Главой организации и духовным лидером всех людей, практикующих икэбана данной школы, является глава школы, который носит ранг иэмото (дословно - "опора дома"). По традиции значительное положение в школе занимает его наследник (обычно это старший сын в семье). Ключевые позиции в иерархии занимают также мастера-наставники - это специалисты высшей категории, которые на протяжении всей своей жизни занимаются изучением, практикой и преподаванием икэбана данной школы. Они являются также первыми помощниками главы дома, хранителями традиций. Важную роль в распространении икэбана играют и другие мастера-преподаватели, воспитывающие и обучающие своих учеников. Уровень и качество получаемых учениками знаний подтверждаются специальными сертификатами, а также присуждением им творческих псевдонимов. Только после получения "цветочного имени" ученик может перейти к самостоятельной практике и преподаванию икэбана.

Учитель передает ученику и формальные умения (по таким "открытым" каналам, как учебники, демонстрации, личные примеры) и неформальные, скрытые, тайные знания, которые, по японской пословице, переносятся "от сердца к сердцу". Вне такого общения изучение икэбана невозможно.

В силу сказанного ответ на поставленный Вами вопрос можно сформулировать так: для того, чтобы начать заниматься икэбана, не нужно никакого специального образования. Но если Вы рассчитываете остаться в икэбана, заниматься этим искусством всерьез, то нужно быть готовым к тому, чтобы учиться всю жизнь.

Подвержена ли икэбана каким-либо тенденциям, как мода?

Прежде всего, хочу напомнить, что икэбана - это искусство, а не индустрия. Тенденции в икэбана, конечно, есть, но они вызревают медленно и развиваются в рамках отдельных школ и течений. Как и во многих других традиционных восточных искусствах и учениях, представители отдельных школ ориентируются, в основном, на взгляды своих учителей и наставников. Характерно, что в отличие, например, от мира моды, в мире икэбана представители разных школ редко проводят общие (хотя бы по времени и месту) мероприятия типа сезонов высокой моды или совместных демонстраций. Но внутри школ тенденции, конечно, проявляются. Так, например, в последние годы в школе "Согэцу", к которой я принадлежу, принято использовать более яркие цветы, а раньше предпочтение отдавалось неброским травам. Были периоды увлечения "гибкими" композициями из разрезанных вдоль стеблей бамбука, а потом им на смену пришли другие веяния. Но жесткой привязки, конечно, нет.

А вот что касается любимых модельеров, то в этом смысле в школе "Согэцу" есть свои фавориты. Прежде всего, это Иссэй Миякэ, друг и творческий соратник четвертого иэмото "Согэцу" Хироси Тэсигахара. Нередко они вместе проводили перформансы, соединяя на одной сценической площадке искусство моды и искусство икэбана. На одном из таких виртуозных спектаклей под названием "Цветы" я побывала в 1997 году - и даже имела честь раскланяться с мэтром моды. Вплоть до сегодняшнего дня вещи от Иссэя Миякэ - это своего рода визитная карточка последователей "Согэцу"; на праздничных мероприятиях школы можно увидеть множество участников в самых разнообразных костюмах "от Миякэ". И если Вы зайдете в бутик Миякэ в Токио и в ходе увлекательных примерок скажете, что изучаете икэбана Согэцу, то повышенное внимание и так беспредельно вежливого персонала Вам обеспечено…

Есть ли в икэбана сезоны, наподобие весны/лета и зимы/осень в моде?

Икэбана неотделима от сезонных изменений, но следует им не в той манере, как мода. В икэбана следование сезону - это естественный процесс использования тех или иных растений, которые цветут, набирают силу или вообще выглядят лучше всего именно сейчас. С помощью цветов дать намек на время года, показать быстротечность жизни с помощью недолго живущих творений живой природы - в этом есть особая прелесть.

Когда икэбана стала популярной в России?

Мне кажется, "первая волна" пошла с визита в нашу страну в 1968 году господина Софу Тэсигахара - первого главы школы "Согэцу", основавшего это современное течение икэбана. Тогда мы впервые увидели икэбана, что называется, из первых рук - в Москве, Ленинграде, Киеве прошли выставки и демонстрации этого искусства. Некоторое время оно воспринималось как далекое, красивое, но не всегда понятное, экзотичное искусство. Но затем в России стали возникать филиалы японских школ; первым из них был основан в 1994 году Московский филиал школы икэбана "Согэцу". Активно действуют в нашей стране поклонники строгой старинной школы "Икэнобо", история которой насчитывает несколько сот лет. Теперь и среди россиян (точнее - россиянок) немало квалифицированных мастеров и преподавателей, "вооруженных" высокими рангами и сертификатами японских школ икэбана, но главное - любовью к этому искусству и пониманием его принципов.

С чем лично Вы связываете такую любовь россиян ко всему японскому: суши, икэбана, японской моде?

Во-первых, это просто красиво… А стремление к прекрасному - в человеческой природе. Другое дело, что популярность японской кухни или японской моды к нам пришла "кружным путем" - через Запад. Икэбана в этом смысле - приятное исключение. Она досталась нам из первоисточника. Потому, как мне кажется, и понимают ее лучше. Меньше наносного.

Есть ли икэбана prete-a-porte и haute couture?

В определенном смысле, конечно, да. Скажем, одно дело - создавать икэбана для праздника или другого торжественного события, совсем другое - на постоянной основе, изо дня в день строить композиции для демонстрации посетителям крупных универмагов или гостиниц. Но такого строгого, как в моде, деления на "высшее" и "повседневное", как и показа соответствующих коллекций, в мире икэбана не существует. Заметьте, что композиции икэбана, строго говоря, не продаются. У них есть авторы, но нет владельцев. Икэбана- это не товар.

Мировые столицы икэбаны?

Ими по-прежнему остаются Токио и Киото, новая и древняя столицы Японии. Несмотря на то, что искусство икэбана пользуется огромной популярностью во всем мире, оно не отрывается от своих японских корней.

Сколько времени, в среднем, надо для создания икэбана?

Если речь идет о создании настоящей, полноценной композиции - то это длительный процесс, включающий "рождение" идеи, обдумывание структуры, теоретическое решение технических вопросов (что и куда ставить и как закреплять), поиск и покупку цветов и материалов, осмотр места, где предстоит создать композицию, учет освещения, особенностей интерьера и т.п. А непосредственно на создание композиции обычно уходит несколько часов. Как и всякое творчество, икэбана не терпит суеты.

Можно ли по икэбана понять, мастер из какой страны её изготовил? Т.е. накладывает ли национальность и менталитет свой отпечаток на работу мастера?

Человек, который долгое время всерьез занимается икэбана данной школы, может отличить произведение японского "сэнсэя" от работ других мастеров. Но обычно работы различаются по исповедуемым мастерами художественным принципам.

По каким критериям определяется сложность икэбана? Играет ли основополагающую роль только красота получившейся работы или какие-либо ещё факторы?

Сложность бывает разной. Может быть сложность идеи, сложность воплощения, сложность конечной структуры. Икэбана задумывается головой, делается руками, воспринимается глазом. Иногда смотришь на композицию и не понимаешь, как она вообще устроена, как все это держится. Это - заслуга преподавателя, который передал ученику не только философские, но и практические начала мастерства.

Можно ли сравнить икэбана с медитацией?

Все традиционные японские искусства - это в той или иной степени медитация. Кипятит ли японский человек воду для чайной церемонии, машет ли деревянным мечом во время занятий кэндо, растирает ли тушь для того, чтобы сделать каллиграфическую надпись - во всех этих случаях его внешне видимые действия есть лишь проявления стремления приобщиться к высшей красоте и высшей сути. Такую же "сердцевину" имеет и икэбана.


Ольга Фомичёва
Преподаватель 1 степени Jonin Somu
Член ассоциации преподавателей "Согэцу" с 1994 г.
Директор Московского филиала "Согэцу"
oteiko@gmail.com


Источник: http://www.ikebana-class.ru/watashi.htm
Категория: Что пишут газеты | Добавил: ikebana (04.10.2009)
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Путешествия

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017
    Используются технологии uCoz